Тейносуке +1 Кинугаса +1

Teinosuke +2 Kinugasa +2

0 человек уже добавили
Нашли ошибку?

По телевизору

неизвестно
Вся телепрогрограмма →
Родился 1 января 1896 +2
Умер 26 февраля, 1982 +1
Страна Япония +1
Жанр неизвестно
Премии премий нет

Работал с

информация отсутствует

Фотогалерея +4

Биография - Тейносуке Кинугаса

Настоящее имя: Когамэ) Японский режиссер, сценарист, продюсер, актер. Родился 1 января 1896 г. в Миэ, умер 26 февраля 1982 г в Киото.

Еще мальчиком Тэйноскэ начал выступать на сцене, а к 15 годам ре овладел амплуа "ояма", то есть в соответствии с японскими традициями исполнял женские роли, поскольку женщинам появляться на сцене было запрещено. В 17-летнем возрасте Кинугаса перешел на студию "Ник-кацу" ив 1917 г. сыграл главную роль в фильме режиссера Эйдзо Танака "Живой труп". В костюме, парике, гриме он очень походил на женщину. Однако в начале 20-х годов эра "ояма" постепенно подходила к концу, и Кинугаса был одним из тех, кто приблизил ее конец, организовав движение протеста против старой традиции. Он считал, что на экране женские роли должны исполняться женщинами. И тем не менее в картине "Смерть сестры" (1921), ставшей его режиссерским дебютом, Кинугаса сам сыграл главную роль. В течение последующих четырех лет он снял около 15 фильмов (все на студии "Макино"). Имея контракт с "Сетику" на прокат фильмов, Кинугаса решил создать собственную производственную компанию, однако оказался не слишком удачливым бизнесменом и едва не разорился. В это же время он увлекся модными авангардистскими идеями, пришедшими с Запада. Фильм "Безумная страница" (1926) был снят под влиянием немецкого экспрессионизма. Из-за финансовых затруднений его компании денег на постановку осталось так мало, что занятым в картине звездам приходилось самим раскрашивать декорации, делать реквизит, днюя и ночуя на съемочной площадке. Из-за недостатка освещения стены маленькой студии покрасили серебряной краской, чтобы они лучше отражали свет. Фильм отличался от всего, что снималось до сих пор в Японии. Новым было не только эстетическое решение, но и сам сюжет: моряк поступает на работу в сумасшедший дом, где находится его лишившаяся рассудка жена. Часть эпизодов была снята как бы с точки зрения самих безумцев. Неожиданно для авторов "Безумная страница" имела большой успех у публики.

Последним фильмом компании Кинугасы стал "Перекресток" (известный также под названием "Тени есивары", 1928). Молодой человек, полагая, что в поединке из лука убил соперника, скрывается у сестры. (Сам по себе сюжетный поворот уже нетипичен: юному герою не пристало прятаться за спину женщины.) Стремясь спасти брата, девушка добивается от чиновника обещания снять с того все обвинения, но когда "благодетель" требует плату за услугу, девушка, дабы сохранить свою честь, убивает его. Стремясь передать лихорадочное состояние страдающего от ран главного героя, Кинугаса отказался от строгого хронологического изложения событий. Он широко использовал принцип возврата в прошлое, чтобы объяснить причины дуэли, и перемежал повествование кадрами детских воспоминаний сестры. Мрачные картины реальной комнаты, испуганного лица сестры сменялись горячечными видениями юноши. В них двери комнаты превращались в мишени и со всех сторон в него летели стрелы. Особое внимание режиссер уделял деталям. Вместо того чтобы снять человека целиком, режиссер часто показывал только глаза, руки, фрагмент одежды.

Завершив работу над "Перекрестком", Кинугаса отправился путешествовать: побывал в СССР, где некоторое время учился у Сергея Эйзенштейна, объехал Францию и Германию. Вернувшись в Японию, он отказался от авангардистских экспериментов и стал работать в рамках традиционного японского жанра исторических фильмов "дзи-дайгэки". Первым из них стал "Перед рассветом" (1931) о тяжелой доле женщин, проданных в публичные дома. В этой социально-проблемной ленте ощущается влияние принципов монтажа Эйзенштейна.

В 1932 г. Кинугаса выпустил первый японский звуковой исторический фильм "Уцелевшие синсэнгуми". Он рассказывал о группе самураев, направленных в период реставрации Мэйдзи в Киото противостоять роялистскому движению. (В 1999 г. ту же тему поднял в фильме "Табу" Нагиса Осима.) Обретя уверенность в использовании звука, режиссер снял "47 верных ронинов" (1932) с участием таких звезд, как Кадзуо Хасэгава и Кинуе Танака. Исторические фильмы Кинугаса поражали зрелищностью, красотой, оригинальными монтажными решения­ми. Картина "Два фонаря" была признана лучшим историческим фильмом 1933 г.

В 1937 г. Кинугаса поставил "Летнюю битву за Осака", которую многие считают родоначальником боевого исторического фильма, на­правления, получившего дальнейшее развитие в "Битве при Каванакадзи-ма" (1941). Исторические фильмы Кинугасы этого периода пользовались большим успехом, во многом благодаря участию в них такого популярного актера, как Кадзуо Хасэгава. Кинугаса по праву считается основоположником довоенного зрелищного исторического фильма.

После войны режиссер принимал участие в движении за демократизацию страны. Но отказываться от работы в историческом жанре не стал, поскольку прекрасно владел искусством создания атмосферы, декораций, костюмов, умел показать размах и красоту движения ("Битву при Каванакадзима" иногда сравнивали с "Александром Невским" Эйзенштейна). Нередко дзидайгэки имели у него острое современное социальное звучание, как, например, "Господин на одну ночь" (1946). Это -нетипичная для Японии историческая комедия, действие которой из-за соображений цензуры пришлось перенести в эпоху Мэйдзи. Показывая семейство, которое ради сохранения внешних приличий готово пойти на любой обман, вплоть до подмены жениха, Кинугаса обличал феодальные порядки, утверждал идею о необходимости создания новых демократических отношений между людьми.

Будто оглядываясь на те времена, когда он сам играл женские роли и одновременно боролся против этой традиции, Кинугаса поставил картину "Актриса" (1947), повествующую о трагической судьбе одной из первых эмансипированных актрис-японок Сумако Мацуи, совершив­шей самоубийство в 1918 г. (Ей же посвящен фильм Кэндзи Мидзогути "Любовь актрисы Сумако".)

Мировая слава пришла к режиссеру в 1954 г. после триумфа на Каннском фестивале, когда его "Врата ада" удостоились Гран-при. Эта поэтическая любовная история, разворачивающаяся в XII веке, японский вариант Тристана и Изольды, поражает пластическим совершенством, тонким использованием цвета. Режиссер почти дословно копирует позы и сцены, встречающиеся в японской живописи. Неспешный темп повествования, спокойная, несколько высокопарная игра Кадзуо Хасэгава и Матико Ке делали фильм похожим на древний свиток с картинками. Для Кинугасы это был первый опыт работы со студией "Дайэй" и одновременно первый японский фильм, снятый по системе Eastman-color.

Не менее ясно влияние живописи ощущается и в "Белой цапле" (1958), поставленной по классическому произведению японской литературы — роману Цудзуми Киока. Рассказывая о трагедии бедной гейши, покончившей собой, чтобы сохранить верность молодому художнику и не стать наложницей богатого покровителя, Кинугаса разрабатывает тонкое живописное решение, создав стилизацию под старинные японские гравюры.

К концу творческой деятельности ожили симпатии Кинугасы к советскому кино. Вместе с Э.Н. Бочаровым он снял первый советско-японский фильм "Маленький беглец" (1966), удостоенный главного приза МКФ в Москве. Это история японского мальчика, отправившегося в Советский Союз на поиски отца. С большой теплотой и нежностью ведется рассказ о его приключениях, о людях, с которыми его сталкивает судьба, хотя порой повествование и грешит некоторой сентиментальностью.

За свою жизнь Кинугаса поставил около 150 фильмов, далеко не все из которых сохранились. Снимая по пять—семь картин в год, режиссер не был застрахован от неудач, но в истории японского кино он остается признанным мастером жанра дзи-дайгэки.

Фильмография

информация о фильмах отсутствует

Рецензии на фильмы режиссера

Оставить только обсуждение
пока никого нет