Акира +1 Куросава +1

Akira +2 Kurosawa +2

  • Режиссер
0 человек уже добавили
Нашли ошибку?

По телевизору

неизвестно
Вся телепрогрограмма →
Родился 23 марта 1910 +2
Умер 6 сентября, 1998 +1
Страна Япония +1
Жанр Артхаус, Боевик, Боевые искусства, Вестерн, Детектив, Драма, Исторический фильм, Комедия, Мелодрама, Музыкальный фильм, О второй мировой, Приключения, Про самураев, Трагедия, Триллер
Фильмы Всего – 99
Первый – 1943
Последний – 1993
Премии премий нет

Работал с

Весь список →

Фотогалерея +4

Биография - Акира Куросава

Сценарист, режиссер, продюсер.Акира Куросава по праву считается классиком японского кино, чье творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф. Причем за рубежом он всегда пользовался большей популярностью, чем у себя дома. В определенной степени интерес к нему западной критики, по крайней мере поначалу, был вызван оживлением внимания к Востоку вообще, наблюдавшимся в 50-е годы. Отец Куросавы принадлежал к древнему самурайскому роду. Под его влиянием в начальной школе Акира увлекся боевым искусством кендо. Однако вскоре его любимым занятием стало рисование. Некоторое время он даже подумывал стать художником, учился в Академии изящных искусств. Перелом наступил в 1936 г., когда Куросава увидел в газете объявление о приеме на работу на студию "P.C.L.". Вскоре он стал ассистентом Кадзиро Ямамото. В обязанности Куросавы на первых порах входило написание сценариев. Многие из них так никогда и не были реализованы, а лишь печатались в журналах, завоевывая благожелательные отзывы критики и многочисленные награды. Свой первый самостоятельный фильм как режиссер он поставил в 1943 г. по собственному сценарию. В "Сугата Сансиро", повествующем о воспитании юного дзюдоиста, намечена столь важная для Куросавы тема движения человека к духовному совершенствованию. В дальнейшем режиссер будет неоднократно обращаться к ней (необязательно делая ее основной в фильме), раскрывая ее новые аспекты: сложные взаимоотношения учителя и ученика ("Семь самураев", "Красная борода"), борьба одиночки против враждебного окружения под руководством мудрого наставника ("Бездомный пес"), самостоятельные поиски истины, просветления ("Не жалею о своей юности", "Жить"). В 1944 г. Куросава поставил картину "Самые красивые" о жизни девушек, работающих на военном заводе. Сразу после окончания съемок Куросава женился на исполнительнице главной роли Еко Ягути (у них двое детей). В 1945 г. в условиях послевоенной оккупации Куросава поставил фильм "Мужчины, идущие по следу тигра", привнося комические моменты в классическую пьесу театра кабуки. Из-за цензурных ограничений картина увидела свет лишь в 1952 г. Настоящая известность пришла к режиссеру после "Пьяного ангела" (1948). В бедных кварталах послевоенного Токио, где благополучно уживались отчаяние и надежда, насилие и умиротворение, доктор-пьяница пытался лечить больного чахоткой гангстера чуть ли не против воли последнего. Показывая эволюцию взглядов на мир гангстера Ма-цунага, Куросава проводил мысль о необходимости творить добро и жить для других, не рассчитывая на награды. Роль Мацунага сделала звездой Тосиро Мифуне, ставшего после этой картины любимым актером режиссера. В 1950 г. Куросава поставил "Расемона" по мотивам двух рассказов Рюноскэ Акутагавы ("Лев св. Марка" Венецианского МКФ, 1951 г.), в котором подверг разрушению устойчивые каноны традиционной стилистики японского кино. В лесу волею судеб встретились четыре человека, ставшие участниками убийства и изнасилования. Каждый из очевидцев впоследствии предлагает свою интерпретацию того, что произошло и кто несет за это ответственность. Отказ режиссера признать какое-либо свидетельство истинным поднимал вопрос об относительности и субъективности правды. В последней сцене, когда дровосек подбирал брошенного ребенка, сквозь экзистенциалистские мотивы прорывались столь характерные для Куросавы гуманизм и вера в человека. Сам Куросава так говорил об этом: "Люди не способны говорить о себе без прикрас, не могут жить без лжи, дающей им возможность казаться лучше, чем они есть на самом деле... Эгоизм — вот грех, который человек несет с собой с самого своего рождения". Пример того, как человек пытается преодолеть свой эгоизм, давал фильм "Жить". Узнав о своей неизлечимой болезни, герой задумался о смысле существования, начал борьбу со своим прежним "я", и постепенно ему удалось взглянуть и на себя, и на окружающий мир с другой точки зрения, найти утешение в том, чтобы использовать свои возможности на пользу бедноты. Переживания героя были созвучны настроениям, господствовавшим в японском обществе, которое начинало выходить из состояния глубокого отчаяния, вызванного поражением в войне. Традиционные японские жанры претерпели у Куросавы серьезные изменения. Так, в самурайских фильмах "кэнгэки" на смену стандартному противопоставлению любви и долга пришла реалистическая борьба за пропитание, выживание, власть. В "Семи самураях" (1954, "Лев св. Марка" МКФ в Венеции; премия "Оскар") события происходят в более раннюю эпоху, чем принято в фильмах "кэнгэки", нищие воины отнюдь не картинны и в бою часто забывают о самурайском кодексе чести. На защиту деревни от бандитов встают несколько самураев, ли­шившихся хозяина. В фильме Куросава ставил несколько социально-философских вопросов — преклонение перед наставником, презрение к классовым различиям, ироничное отношение к феодальной морали, хитрость и изворотливость крестьянства как следствие постоянных издевательств со стороны самураев. Куросава радикально изменил представление об экранном самурае, сохранив лучшие черты этого типажа и искусно дополнив их сюжетами общечеловеческой значимости. Если раньше для сильного и благородного воина главным бьши верность долгу и преданность господину, то у Куросавы этот персонаж наделялся многими человеческими слабостями, иногда становился комичным. Вместо аккуратно одетых миловидных юношей, которые, пару раз картинно взмахнув мечом, с легкостью убивали десятки врагов, появился грязный, подвыпивший персонаж Мифуне, который всячески пытался избежать кровопролития, а когда доходило до дела, без раздумий бросался в битву. Куросава создал новый идеал мужественности. По-прежнему большое значение придавалось силе, но отнюдь не только физической, но и духовной. Его герои обладали огромной выдержкой и чувством справедливости. В работе Куросава был очень требователен и к актерам, и к съемочной группе, предпочитал использовать одновременно три кинокамеры, что, по его мнению, давало актерам возможность почувствовать себя более свободно, а режиссеру предоставляло более богатый выбор при монтаже. Стремительный темп фильмов этого режиссера многим обязан игре любимого актера Куро-савы Тосиро Мифуне, кажущегося молнией на фоне других японских актеров. Его присутствие на экране было таким осязательным, что порой изменяло баланс в фильме, как, например, в "Пьяном ангеле", героем которого должен был стать по сценарию доктор в исполнении Такаси Симуры. Куросава постоянно заставлял актеров менять амплуа, раскрывая новые грани их таланта. Он не дал Мифуне закостенеть в роли гангстера, предлагая ему самые разные роли — врача, молодого полицейского, художника, бандита, пожилого промышленника. У Куросавы "играют" не только актеры, но и сама природа. Известно, что режиссер мог надолго задержать съемки в ожидании необходимого ему освещения или погоды. В "Расе-моне" проливной дождь столь же красноречив, как и актеры. Это поток гнева, но одновременно и поток священной воды, смывающей человеческие грехи. В "Телохранителе" (1961) сухой ветер, налетевший на город, кажется одержимым жаждой убийства. В "Бездомном псе" (1949) зной в середине лета стал важным драматургическим элементом, аллегорическим представлением послевоенной неустроенной атмосферы. Притом, что Куросава любит все японское — театр, чайную церемонию, лаковую миниатюру, его привлекала и мощь западной драмы. В его фильмах впервые в японском кинематографе был осуществлен синтез различных искусств национального и западного театра, литературы, живописи. Явственнее всего он проявился в его шекспировских экранизациях, где в зрительном ряде присутствовала техника театра Но, а общая структура повествования сохраняла типично западную логику конфликтов. Режиссер неоднократно обращался к произведениям зарубежных писателей — два фильма по Шекспиру ("Трон в крови", 1957; "Смута", 1985), экранизации Горького ("На дне", 1957), Достоевского ("Идиот", 1951), В.К. Арсеньева ("Дерсу Узала", 1976), Э. МакБейна ("Рай и ад", 1963), — неизменно перенося их действие в Японию. В "Смуте" (по "Королю Лиру") вместо дочерей появились сыновья. В памяти остаются великолепно поставленные сцены сражения, снятые без живого звука под мрачную, тоскливую музыку Тору Такэмицу, заставляющие задуматься о бессмысленности происходящего и бесцельно пожертвованных жизнях. В "Троне в крови" (по "Макбету") использовались декорации и приемы игры в стиле театра Но и не звучало ни единой шекспировской фразы, однако сам фильм считается одной из лучших экранизаций произведений этого писателя в мире. Эмоциональные переживания героя находили отклик в природе. Так, когда Макбет мчится на лошади по лесу, туман вдруг рассеивается и его взору открывается замок. Герой будто приходит в себя после блужданий во тьме собственной души. Зрительные эффекты, особенно наступление леса на замок, появление призраков, движения актеров, позаимствованные у театра Но, туманный, неприветливый пейзаж дополняют характеристики персонажей. В противоположность роскошным декорациям и натурным съемкам "Трона в крови" почти все действие "На дне" происходит чуть ли ни в одном интерьере. Стремясь достичь наибольшего реализма, режиссер представил зрителю некую вневременную бедность, а не историческую драму с костюмами и париками. Действие "Идиота" перенесено на заснеженный остров Хоккайдо, где природа отдаленно напоминает русскую. Снег играет важную роль. Заполняя кадр сверкающими на солнце сугробами, нависающими над головами снежными глыбами, гонимыми метелью снежинками, режиссер создает атмосферу предчувствия катастрофы. Куросава использует диалоги Достоевского, и это главное, что сближает его с литературным источником. Успех фильма во многом обязан искусному подбору актерского состава, контрасту их индивидуальностей. Рогожин в ис­полнении Мифуне — воплощение силы и мужественности, Мышкин же, блестяще сыгранный Масаюки Мори, актером с точеным нервным лицом, с выражением готовности к состраданию в глазах,— сама трепетность и хрупкость. В 1960 г. Куросава основал собственную фирму "Куросава про", где поставил несколько коммерческих лент ("Злые остаются живыми", 1960; "Телохранитель", 1961; "Сандзюро", 1962; "Рай и ад", 1963). Однако общий кризис японской кинопромышленности вынудил его искать финансирование за границей, в Голливуде. Но и тут его ждало разочарование: задуманные им "Поезд-беглец" и "Тора, тора, тора!" в итоге поставили другие режиссеры. В 1969 г. четыре мастера японского кино — Кэйскэ Киносита, Кон Ити-кава, Масаки Кобаяси и Акира Куросава — создали компанию "Четыре всадника". Здесь Куросава поставил свой первый цветной фильм "Под стук трамвайных колес" (1970) об обитателях трущоб. Несмотря на оригинальное колористическое решение (режиссер сам рисовал декорации), картина не имела коммерческого успеха. 70-80-е годы — сложный период в творчестве Куросавы. В это время он ставил не более одного фильма в пять лет. Критика на родине не принимала новаторства режиссера, и он пытался найти поддержку за рубежом. Картина "Дерсу Узала", поставленная на студии "Мосфильм" при участии Советского Союза, удостоилась главного приза на МКФ в Москве в 1975 г. и премии "Оскар". В "Тени воина" и "Смуте" режиссер вновь обратился к жанру самурайского фильма. В трех последних работах 90-х гг.— "Сны", "Августовская рапсодия" и "Еще рано" — Куросава смотрел на мир глазами умудренного опытом старца. Отсюда некоторое излишнее морализаторство "Снов", состоящих из восьми новелл, посвященных раздумьям о судьбах человечества. Каждая из них представляет собой законченное живописное полотно, выполненное в той или иной манере - от импрессионизма до Ван Гога и реализма. Герои "Августовской рапсодии" — японцы и американцы — пытаются достичь взаимопонимания и как-то примириться с тем, что произошло в Хиросиме и Нагасаки. Символические слова "Еще рано" звучат на устроенном бывшими студентами дне рождения старика-профессора в ответ на вопрос, не собирается ли он переселяться в мир иной. Подобно самой послевоенной Японии, Куросава сочетал в себе древние традиции с новыми современными веяниями. Его стилистика - сплав великих изобразительных традиций немого кино, находок лучших советских фильмов, приемов, характерных для Золотого века Голливуда. Он одинаково хорошо владел и динамичным монтажом, и традиционными японскими длинными планами, и грациозно мобильной камерой. В 1989 г. Акира Куросава удостоился почетного "Оскара" за вклад в киноискусство.  (М. Теракопян. (www.cinemasia.ru)

Фильмография

0 1943 Легенда о великом мастере дзюдо
режиссер
0
0
0 1943 Гений дзюдо
режиссер
0
0
0 1943 Легенда о великом мастере дзюдо
режиссер
0
0
0 1943 Легенда о великом мастере дзюдо
режиссер
0
0
0 1943 Гений Дзюдо
режиссер
0
0
Купить 99p
0 1943 Гений дзюдо
режиссер
0
0
0 1945 Идущие за хвостом тигра
режиссер
0
0
0 1945 Идущие за хвостом тигра
режиссер
0
0
0 1945 Идущие за хвостом тигра
режиссер
0
0
0 1945 Легенда о великом мастере дзюдо 2
режиссер
0
0
Купить 99p
0 1945 Идущие за хвостом тигра
режиссер
0
0
0 1945 Идущие за хвостом тигра
режиссер
0
0
0 1945 Легенда о великом мастере дзюдо-2
режиссер
0
0
0 1947 Великолепное воскресенье
режиссер
0
0
0 1948 Пьяный ангел
режиссер
0
0
0 1949 Бездомный пес
режиссер
0
0
0 1949 Тихая дуэль
режиссер
0
0
0 1949 Бешеные псы
режиссер
0
0
0 1949 Бешеный пес
режиссер
0
0
Купить 99p
0 1950 Рашомон
режиссер
0
0
0 1950 Рашомон
режиссер
0
0
0 1950 Скандал
режиссер
0
0
Купить 99p
0 1950 Рашомон
режиссер
0
0
Купить 169p
0 1950 Расемон
режиссер
0
0
0 1951 Идиот
режиссер
0
0
0 1951 Расемон
режиссер
0
0
0 1951 Идиот
режиссер
0
0
0 1951 Идиот
режиссер
0
0
Купить 151p
0 1951 Идиот
режиссер
0
0
0 1952 Жить
режиссер
0
0
0 1952 Жить
режиссер
0
0
0 1952 Жить
режиссер
0
0
0 1952 Жить
режиссер
0
0
Купить 168p
0 1952 Жить
режиссер
0
0
0 1954 Семь самураев
режиссер
0
0
0 1954 Семь самураев
режиссер
0
0
0 1954 Семь самураев
режиссер
0
0
0 1954 Семь самураев
режиссер
0
0
0 1954 Семь самураев
режиссер
0
0
0 1955 Я живу в страхе
режиссер
0
0
0 1955 Я живу в страхе
режиссер
0
0
0 1957 Трон крови
режиссер
0
0
0 1957 На дне
режиссер
0
0
Купить 119p
0 1957 Трон в Крови
режиссер
0
0
Купить 109p
0 1957 Трон в крови
режиссер
0
0
0 1957 Трон в крови
режиссер
0
0
0 1958 Скрытая крепость
режиссер
0
0
0 1958 Три негодяя
режиссер
0
0
0 1958 Скрытая крепость
режиссер
0
0
0 1958 Скрытая Крепость
режиссер
0
0
0 1958 Скрытая Крепость
режиссер
0
0
0 1958 Скрытая Крепость
режиссер
0
0
0 1958 Скрытая крепость
режиссер
0
0
Купить 99p
0 1960 Плохие спят спокойно
режиссер
0
0
Купить 119p
0 1960 Злые спят спокойно
режиссер
0
0
0 1960 ЗЛЫЕ СПЯТ СПОКОЙНО
режиссер
0
0
Купить 78p
0 1960 Плохие спят спокойно
режиссер
0
0
0 1961 Телохранитель
режиссер
0
0
Купить 324p
0 1961 Телохранитель
режиссер
0
0
0 1961 Коллекция Акиры Куросавы: Телохранитель
режиссер
0
0
0 1962 Санджуро
режиссер
0
0
0 1962 Санзюро
режиссер
0
0
Купить 119p–324p
0 1962 Отважный Сандзюро
режиссер
0
0
0 1963 Рай и ад
режиссер
0
0
0 1963 Верха и низы
режиссер
0
0
0 1963 Рай и ад
режиссер
0
0
0 1963 Рай и ад
режиссер
0
0
Купить 169p
0 1963 Рай и ад
режиссер
0
0
0 1964 Гений дзюдо
режиссер
0
0
0 1965 Гений дзюдо
режиссер
0
0
Купить 168p
0 1965 Рыжая борода
режиссер
0
0
0 1970 Под стук трамвайных колес
режиссер
0
0
0 1970 Додескаден
режиссер
0
0
0 1970 Под стук трамвайных колес
режиссер
0
0
0 1970 Под стук трамвайных колес
режиссер
0
0
0 1975 Дерсу Узала
режиссер
0
0
0 1975 Дерсу Узала
режиссер
0
0
0 1975 Дерсу Узала
режиссер
0
0
0 1975 Дерсу Узала
режиссер
0
0
0 1980 КАГЕМУША
режиссер
0
0
0 1980 Кагемуся
режиссер
0
0
0 1985 Ран
режиссер
0
0
0 1985 Смута
режиссер
0
0
0 1990 Сны
режиссер
0
0
0 1990 Сны Акиры Куросавы
режиссер
0
0
Купить 240p
0 1990 Сны Акиры Куросавы
режиссер
0
0
0 1991 Августовская рапсодия
режиссер
0
0
Купить 119p
0 1992 Мададайо
режиссер
0
0
0 1993 Мададайо
режиссер
0
0
Купить 207p
0
режиссер
0
0
Купить 342p
0 Идиот
режиссер
0
0
0 Расемон
режиссер
0
0
Купить 129p
0 Бешеные псы
режиссер
0
0
Купить 119p
0 Легенда о великом мастере дзюдо
режиссер
0
0
Купить 99p–119p
0
режиссер
0
0
Купить 989p
0
режиссер
0
0
Купить 499p
0 Семь самураев
режиссер
0
0
Купить 324p
0 Дерсу Узала
режиссер
0
0
Купить 499p
0 Гений дзюдо
режиссер
0
0
Купить 155p

Рецензии на фильмы режиссера

Оставить только обсуждение
пока никого нет